Бумага, графитный карандаш. 29 х 22,5 см (в свету), 52 х 43 см (по раме)
Шевченко Тарас Григорьевич. Великий украинский поэт, художник, график. Выходец из семьи крепостных, Шевченко стал не просто академиком Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, но и личностью-универсалом XIX столетия. Как ученик Брюллова, начинал работать на стыке академизма и романтизма, но достаточно быстро Шевченко удалось выработать самобытную манеру и стать у истоков реалистической живописи. Овладев в совершенстве техникой рисунка, он самостоятельно ищет природной гармонии цвета, стремясь уловить и запечатлеть живой свет. Более всего Шевченко завораживают моделирующая сила света, выразительные возможности светотени у Рембрандта ван Рейна, очень скоро и самого Шевченко начинают звать «наш Рембрандт». В 1840-е годы, странствуя по Украине, Шевченко делает бессчётное количество эскизов и рисунков, стремясь рассказать миру о богатстве природы родного края и красоте его древних памятников. Многие из зарисованного художник воспроизводит в очень редкой для своего времени технике офорта (в России тогда предпочитали офорту резцовую гравюру); он также работает маслом, акварелью, карандашом, сепией. Значительна работа Шевченко как художника-этнографа во время ссылки на Арал. Особое место в творчестве Тараса Шевченко занимают автопортреты: они не только дают представление, как эволюционировала техника Шевченко-художника и отражают психологические метаморфозы, произошедшие с ним под влиянием трагических жизненных обстоятельств, но и становятся, подобно рембрандтовскому автопортрету, действенным инструментом самопознания.
Известные картины и рисунки Тараса Шевченко: «Крестьянская семья», «Катерина», «Одалиска», «Воздвиженский монастырь в Полтаве», «Поминовение умерших» («Казашка Катя»).