Д.И.Похитонов не занимается в своих воспоминаниях специфически-музыкалиным анализом рассматриваемых художественных явлений. Он адресуется не столько к профессиональным деятелям музыкального театра, сколько к широкому кругу читателей из числа любителей оперы, интересующихся ее прошлым. Но вся книга Д.И.Похитонова проникнута внутренней атмосферой музыкального театра, опирается на его повседневную творческую практику, постоянно обращается к чисто производственяым и «технологическим» вопросам оперной сцены. В этом — авторское своеобразие публикуемой книги. Отдавший русскому оперному искусству все свои творческие силы, Д.И.Похитонов повествует в своих воспоминаниях прежде всего о работе над русским оперным репертуаром. Произведениям Глинки, Серова, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова и известным русским певцам — Шаляпину, Ершову, Собинову, Славиной и другим интерпретаторам этих произведений на оперной сцене посвящена основная часть его книги. И пусть характеристики выдающихся певцов даны порой несколько «портретно», больше как образы крупнейших «вокалистов сцены», чем как деятели русской музыкальной культуры, — даже при таком специфическом повороте темы, касаясь по преимуществу вопросов: вокала и соотношения певца-исполнителя с оркестром и дирижером, с хором, с общим режиссерским замыслом постановки, Д.И.Похитонов говорит о мировом значении русского искусства. <br />Вступительная статья С.С.Данилова.