Лот №155 Лансере Е.Е. Лето в Ангоре. Из дневника художника. Л., из-во Брокгауз-Ефрон. 1925. 85 с.
19 х 13,5 см Прижизненное издание. Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) - иллюстратор и оформитель книг, художник-монументалист, рисовальщик и акварелист, художник театра и мастер станковой картины разных жанров. В 1922 году Лансере совершает поездку в Турцию (Анкару) для проведения `художественных работ`. Мастер создал целую серию портретов местных жителей - и турок, и русских сектантов-некрасовцев, проживавших около города Акшаира, ряд портретов деятелей Анатолийского движения, в том числе предводительницы отряда курдов Фатьмы-ханум-гауш, писательницы Халиде-ханум, ее мужа Аднам-бея, а также Мустафы Кемаль-паши (Ататюрка). Поражает удивительная работоспособность мастера - около 150 законченных работ, выполненных во время поездки акварелью, гуашью, тушью и сангиной, были впоследствии представлены на выставке в Кремле во время IV съезда Коминтерна 6 октября 1922 года и в конце того же года в Петрограде. По предложению В.Д. Фалилеева в 1923 году в Госиздате готовился альбом Е.Е. Лансере из 20 многокрасочных автолитографий, пробные оттиски которых хранятся в Государственном Русском музее. Почти все они в черно-белом варианте вошли в книгу, макет которой создал также сам художник в 1925 году. Первоначальный вариант предполагал многоцветные иллюстрации: на обложке цитадель Ангоры в лучах заходящего солнца, на первой странице литография `Анатолийские берега`, далее `Самсун`, исполненный в зеленовато-синем и розовом цветах. Осуществленный вариант с 62 черно-белыми иллюстрациями, открывающимися портретом Мустафы Кемаль-паши, приобрел иную, но не менее выразительную эстетическую привлекательность. Обращает на себя внимание и высокохудожественный литературный язык Е.Е. Лансере, особенно яркий в завершающем книгу очерке `К истории современной Турции`, а также в емких пояснениях-подписях под иллюстрациями. Большое значение для формирования облика книги имел интерес художника к местным орнаментам, встречающимся на могилах, седлах, карнизах домов. Арабская вязь на обложке, титульном листе, на отдельных полосах также выглядит как красивый восточный орнамент. В дневнике турецкой поездки особое внимание привлекают шесть образцов подписей Е.Е. Лансере по-турецки арабскими буквами. Книга `Лето в Ангоре`- одно из последних `мирискуснических`изданий, которое не только полностью сохраняет эстетику Серебряного века, но и говорит о несомненном возрастании мастерства автора как художника книги. Тираж 3000 экз.