Лот №115 Шмаров Павел Дмитриевич (1874- 1950). Обнаженная. 1930-е - 1950-е гг. Холст, масло. 60,5 х73 см
Экспертное заключение: Т.М. Левина Подпись: слева внизу Chmaroff Живописец. В 19 лет поступил учиться в бесплатную рисовальную школу Л.Г. Соловьева, который делал упор на рисование и этюды на пленэре. В 1894 году был принят в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. В мастерской И.Е. Репина познакомился с будущими известными художниками — Ф. Малявиным, Б. Кустодиевым, А. Остроумовой-Лебедевой и другими. Шмарова отличала большая работоспособность и интерес к различным жанрам живописи. Он писал портреты, создавал декоративные панно, оформлял спектакли, был автором жанровых и батальных полотен. В 1916 году ему было присвоено звание академика. Часто бывал на фронтах Первой мировой войны, откуда привозил эскизы и рисунки. После революции Шмаров уехал в Рим, оттуда в Париж, где приобрёл славу русского Ренуара . Среди любимых тем живописца — ню и купальщицы, дети в национальных костюмах и русалки. Впервые эти персонажи поя? вились у него в 1905 году, когда он проиллюстрировал пушкинскую Русалку . В Париже Шмаров создавал целые серии Купальщиц в разной цветовой гамме, однако почти никогда не датировал свои работы. Во Франци и у Шмарова проходили совместные выставки с З. Серебряковой, А. Бенуа, П. Челищевым. Первая персональная выставка художника состоялась в 1928 году в знаменитой парижской галерее Шарпантье ; одно из показанных на ней полотен — Купание — было приобретено Люксембургским музеем. Павел Шмаров оставил во Франции большое художественное наследие, сочетающее русскую академическую традицию с ардеко. В 1955 году вдова и друзья художника провели ретроспективную выставку в галерее Шарпантье . После смерти вдовы оставшиеся работы разошлись по разным коллекциям, но, к сожалению, на родине творчество одного из самых талантливых учеников И.Е. Репина долгое время оставалось почти неизвестным.