Лот №47 Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968) Май-Биран. Лист № 7 из папки "Горная Бухара"
Цветная автолитография, 40,8 x 29,8 см
Кузнецов Павел Варфоломеевич - живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог. Родился в Саратове в семье иконописца. В 1891–1896 занимался у В. В. Коновалова (Саратов). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и К. А. Коровина (1897–1904). Испытал большое влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Основная тенденция в ранний период творчества – от импрессионизма к символизму. Художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души ("Утро", "Голубой фонтан", обе 1905; "Рождение", 1906, и др.). Организатор выставок "Алая роза" (1904) и "Голубая роза" (1907). В 1906 по приглашению С. П. Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии. Пожизненный член парижского "Осеннего салона". Совершил поездки в Заволжские степи (1911–1912) и Среднюю Азию (1912–1913). Картины "Киргизской сюиты" знаменуют высший расцвет таланта художника ("Спящая в кошаре", 1911; "Стрижка овец", "Дождь в степи", "Мираж", "Вечер в степи", все 1912). В те же годы создал ряд натюрмортов. Исполнил эскизы росписи Казанского вокзала в Москве ("Сбор плодов", "Азиатский базар", 1913–1914, остались неосуществленными). В 1914 сотрудничал с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра – спектакля "Сакунтала" Калидасы. Эти опыты повлияли на станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства.
В годы революции принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала "Путь освобождения", вел педагогическую работу. В этот период создал новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи; к числу его лучших произведений относятся портреты Е. М. Бебутовой (1921–1922); тогда же им были изданы литографские серии "Туркестан" и "Горная Бухара" (1922–1923). Член общества "Мир искусства", председатель общества "Четыре искусства" (1924–1931).
Заведовал секцией живописи в отделе изобразительного искусства Наркомпроса (1919–1924), преподавал в художественных школах и институтах Москвы (1918–1948, с перерывами). В 1925–1929 совершил поездки художника в Крым и на Кавказ. В эти годы обращался к темам труда и спорта. В поздние годы преимущественно был занят пейзажем и натюрмортом.