Лот №55 Васильев Федор Александрович (1850-1873) Вид Крыма. Этюд. 1870-1873 гг.
Холст на картоне, масло, 17,5 х 27 см; рама: 37 х 48 см Экспертное заключение ГРМ Васильев Федор Александрович (1850-1873) - русский живописец пейзажист. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским, а также Шишкиным, жена которого была его родной сестрой. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. Множество сделанных там набросков и этюдов, а также законченные позднее картины ( "После дождя ", "Деревенский двор " и "В церковной ограде Валаам ", все — 1867) выявляют свойственное Васильеву лирическое восприятие русской природы. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — "Вид на Волге. Барки " и "Волжские лагуны ". В этих работах в полной мере проявились блестящее восприятие цвета живописцем, богатство его палитры. По возвращении из поездки Васильев создаёт "Оттепель ". Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Ялте Васильев провёл последние два года своей жизни. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина "В Крымских горах " (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: "Утро ", "Заброшенная мельница ", "Болото в лесу. Осень " (1873), "Мокрый луг " (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Почётный вольный общник Академии художеств (с 1873).